Двустороннее сотрудничество в сфере ТЭК входит в приоритеты энергетической дипломатии России и КНР и в значительной степени определяет благоприятное развитие отношений между двумя странами в начале XXI века. Это связано с рядом экономических и внешнеполитических факторов и прежде всего с совпадением стратегических интересов по многим проблемам мировой экономики и политики. Важно отметить существенную активизацию взаимодействия между энергетическим бизнесом России и Китая, что позволяет говорить о его выходе на стратегический уровень развития. Каковы экономические и политические интересы сторон? Какие механизмы реализации процесса энергетического сотрудничества сформировались в настоящее время? Каковы основные практические результаты, проблемы и перспективы?
Интересы
Рассматривая интерес обоих государств к двустороннему энергетическому сотрудничеству, следует отметить, что между ними наметилось долгосрочное стратегическое партнерство, которое строится на основе совместной «Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка» 1997 года, в развитие которой в 2005 году была принята «Совместная Декларация о международном порядке». Поэтому энергетический фактор может укрепить материальную базу такого партнерства, дополнив другие элементы российско-китайского взаимодействия (военно-техническое, научно-техническое сотрудничество, торговля и др.). Оценивая китайские интересы, необходимо обратить внимание на то, что это партнерство сочетается с внешнеполитическим курсом на обеспечение национальной энергетической безопасности. В частности, это касается диверсификации источников поставок энергетических ресурсов и уменьшения растущей зависимости от стран Персидского залива. Кроме того, Китай исходит из того, что активное сотрудничество с Россией в области энергетики будет содействовать формированию региональной системы энергетической безопасности. И, наконец, поставки энергетических ресурсов из регионов России, расположенных сравнительно недалеко от Китая, могут оказаться более экономичными и надежными в сравнении с другими регионами мира.
Оценивая российские интересы, необходимо выделить совпадение взглядов России и Китая на целесообразность формирования прочного энергетического фундамента долгосрочного стратегического политического и экономического партнерства. Кроме того, быстро и устойчиво развивающийся энергетический рынок Китая представляет большой интерес для отечественных энергетических компаний в области поставок не только энергоресурсов, но и оборудования, технологий, услуг. И наконец, осуществляя крупные, ориентированные на Китай международные энергетические проекты на Дальнем Востоке, в Западной и Восточной Сибири, Россия может привлечь солидные зарубежные инвестиции, что даст возможность развивать не только отрасли ТЭК, но также социальную и транспортную инфраструктуру в этих регионах России.
Механизмы
Энергетическое сотрудничество России и Китая опирается на политические договоренности о стратегическом взаимодействии в XXI веке. Важное значение имеет российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный в 2001 году. Этот документ предусматривает развитие сотрудничества в различных областях, включая энергетику.
Формируются механизмы реализации российско-китайского энергетического сотрудничества, а также укрепляется его договорно-правовая база. Российско-китайские встречи на высшем уровне проводятся практически ежегодно. Как правило, в повестку дня таких встреч включают вопросы энергетического сотрудничества. Кроме того, сформирован механизм регулярных встреч глав правительств обоих государств – комиссия по подготовке встреч премьеров, в составе которой имеются подкомиссии по энергетическому сотрудничеству и сотрудничеству в области ядерной энергетики. Набирает силу российско-китайский Энергетический диалог, координаторами которого назначены вице-премьеры двух стран. К этому диалогу подключены представители не только правительственных институтов, но также и деловых кругов России и Китая.
Правовая основа энергетического сотрудничества двух стран довольно солидная. Всего подписано несколько десятков различных соглашений между правительствами и отраслевыми ведомствами, а также между ведущими российскими и китайскими энергетическими компаниями. Созданы эффективные механизмы реализации этих соглашений.
Среди этих механизмов следует выделить регулярные двусторонние встречи руководителей государств и глав правительств. Как правило, в рамках этих встреч проходят переговоры между руководителями заинтересованных российских и китайских компаний и заключаются конкретные соглашения. В ходе четырнадцатой регулярной встречи глав правительств России и Китая, прошедшей в октябре 2009 года в Пекине, был принят ряд важных документов, имеющих отношение к ТЭК, в том числе по сотрудничеству в области нефти, газа и ядерной энергетики. Тогда же в Пекине состоялось XI заседание российско-китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики, на котором были определены мероприятия по всем направлениям развития сотрудничества в отраслях ТЭК на ближайшие годы. Продолжается работа над Программой российско-китайского долгосрочного сотрудничества (на период до 2020 года) в области энергетики.
Взаимодействие
Оценивая практические результаты энергетического сотрудничества между двумя странами, следует отметить, что оно развивается весьма активно.
Важный этап сотрудничества в нефтяной отрасли связан с завершением строительства российско-китайского нефтепровода Сковородино–Дацин, являющегося важным элементом проекта ВСТО. В конце сентября 2010 года Президент России Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао официально запустили этот нефтепровод. В соответствии с подписанным тогда же правительствами двух стран Протоколом об изменениях в межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 года по этому нефтепроводу в прошлом году начались первые поставки нефти в рамках заключенных ранее контрактов. В течение 20 лет ежегодно будет поставляться 15 млн. т сырой нефти. Поставки осуществляют российские компании ОАО НК «Роснефть» и ОАО «АК Транснефть». С китайской стороны основным партнером является компания «ЧайнаОйл». Этот проект показывает, что государственные компании России и Китая будут в полном объеме реализовывать заключенные ранее пакетные соглашения.
Важно отметить, что между российскими и китайскими партнерами развиваются практические схемы по обмену активами, для чего создан ряд совместных предприятий, что будет способствовать взаимопроникновению капиталов обеих стран в нефтяную отрасль (апстрим и даунстрим) друг друга. В частности, «Роснефть» и Китайская национальная нефтяная компания (КННК) создали СП по поиску, разведке и добыче углеводородов «Восток-Энерджи», которое получило две лицензии на недропользование месторождений в Иркутской области. Эти компании создали Китайско-Российскую восточную нефтехимическую компанию («Восток-Нефтехимия»), которая начала работу по проектированию и строительству нефтеперерабатывающего комплекса мощностью 13 млн. т в год в китайском городе Тяньцзин. Этот проект включен в программу двенадцатого пятилетнего плана КНР. «Роснефть» развивает сотрудничество с Китайской нефтехимической корпорацией («Синопек»). Осуществляется совместная деятельность в рамках проекта «Сахалин-3». Российская компания «ЛУКОЙЛ» поставляет нефть и нефтепродукты в Китай. Стратегия этой компании в Восточной Азии предполагает развитие сотрудничества с компаниями из Китая. Это свидетельствует о выходе бизнес-сообществ двух стран на новый этап долгосрочного стратегического сотрудничества в нефтяной сфере.
Наблюдается активизация сотрудничества в сфере природного газа, которое происходит в рамках ряда важных политических договоренностей между руководством обеих стран. Практические вопросы зафиксированы в Меморандуме о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере природного газа, подписанном в июне 2009 года, а также в ряде других документов. В первую очередь это касается «Дорожной карты», принятой в рамках Энергодиалога Россия–КНР (октябрь 2009 года), а также соглашений между структурами ОАО «Газпром» и Китайской нефтегазовой корпорации (СНПС). Осенью прошлого года в ходе визита Владимира Путина в КНР были проведены переговоры по газовым вопросам, однако пока сторонам не удалось договориться о коммерческих условиях поставок газа, а также о приоритетах в развитии газотранспортной инфраструктуры. ОАО «Газпром» и КННК продолжают рассмотрение проектов поставок российского газа в Китай по западному направлению (проект «Алтай») и по восточному направлению. Обе компании определили, что ежегодный объем поставок по западному направлению составит 30 млрд. куб. м, а по восточному – около 40 млрд. куб. м. Кроме того, Газпром и КННК изучают возможность реализации совместных проектов в сфере газохимии, а также поставок газа в рамках проекта «Сахалин-1».
В стратегии ОАО «НОВАТЭК» предполагается реализация проекта по поставкам СПГ в страны АТР, в том числе в Китай.
Важным направлением сотрудничества становится угольная отрасль. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании по сотрудничеству в угольной сфере, подписанным в октябре 2010 года, оказывается поддержка предприятиям двух стран в таких приоритетных областях, как освоение и переработка угольных ресурсов, торговля углем и угольной техникой, обслуживание, угольное проектирование.
В 2011 году экспорт российского угля в Китай составил более 12 млн. т. Крупнейшим экспортером является ОАО «СУЭК». Идут переговоры с рядом крупных китайских компаний по разработке новых угольных месторождений в России. Активно развивается сотрудничество ОАО «Мечел» с государственными угольными компаниями «Шеньхуа», «Чайна Коул». Среди российских угольных компаний, вовлеченных в сотрудничество с китайскими партнерами, следует выделить ОАО «Кузбассразрезуголь», ЗАО «Енисейская промышленная компания», ООО «УК «Сахалинуголь», ОАО «Ростопром».
Определенные перспективы открываются в сотрудничестве в сфере современных угольных технологий. Развивается сотрудничество ФГУП «ННЦ ГП-ИГД им. А. А. Скорчинского» с рядом китайских компаний и ассоциаций.
Развивается сотрудничество в электроэнергетике. ОАО «Интер РАО ЕЭС» реализует проект экспорта электроэнергии из России в Китай. Российским оператором выступает ОАО «Восточная электроэнергетическая компания» (дочернее предприятие «Интер РАО ЕЭС»), а китайским – «Государственная электросетевая корпорация Китая». Намеченное строительство новых электросетевых и генерирующих объектов, а также установка вставок постоянного тока позволят увеличить поставки российской электроэнергии в Китай. Российская группа «Eн+» развивает сотрудничество с китайскими электроэнергетическими компаниями (совместные инвестиции в развитие электроэнергетики в Сибири и на Дальнем Востоке, привлечение современных инновационных технологий, развитие экспортного потенциала российской электроэнергетики). ОАО «РусГидро» развивает сотрудничество с рядом китайских компаний по реализации проектов в России и Китае. В рамках Меморандума между Минэнерго России и Государственным электроэнергетическим управлением КНР ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС» совместно с китайскими партнерами развивают сотрудничество в области развития электросетевого хозяйства.
Взаимовыгодные связи в области энергомашиностроения развиваются между ОАО «Силовые машины» и ОАО «ЭМАльянс» с китайскими фирмами.
Одним из приоритетных направлений энергетического взаимодействия является сотрудничество в области атомной энергетики. Намечено ускорение подготовки и подписания документов по совместному сооружению второй очереди Тяньваньской АЭС. Следует отметить высокий уровень взаимодействия по строительству завода по обогащению урана. Основным партнером Госкорпорации «Росатом» является Китайская государственная корпорация ядерной промышленности.
В связи с планами российского руководства по модернизации основных отраслей экономики России, включая ТЭК, большой потенциал для двустороннего сотрудничества имеется в сфере энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) развивает сотрудничество в этой сфере с Государственным центром энергосбережения КНР, Национальной биоэнергетической компанией КНР, Китайской инвестиционной компанией.
Болевые точки
Рассматривая проблемы российско-китайского энергетического сотрудничества, следует отметить следующее. Имеется конфликтный потенциал для энергетических отношений между Россией и КНР на постсоветском пространстве. Прежде всего это касается Каспийского и Центрально-Азиатского регионов. Активная экспансия китайского нефтегазового бизнеса в странах региона приводит к ослаблению позиций российских компаний.
Определенное соперничество и даже конкуренция за доступ к российским энергетическим ресурсам наблюдается между Китаем, Японией и Южной Кореей, а в перспективе и Индией. Данное обстоятельство также оказывает определенное воздействие на восточную энергетическую политику России, в первую очередь в Северо-Восточной Азии.
Формирующееся стратегическое партнерство между российскими и китайскими госкорпорациями далеко не всегда отражается на позитивном взаимодействии между ними в третьих странах.
Касаясь нефти, наблюдается стремление Китая закупать значительные объемы российской нефти на восточном направлении. То есть стремление стать монопольным покупателем российской нефти. И развивать внутреннее производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции с использованием российского сырья. В то же время Россия стремится избежать рынка одного покупателя и развивать другие направления экспорта нефти в АТР (Япония, Южная Корея, Индия и др.). Кроме того, имеются планы развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с перспективой экспорта продуктов более глубокой переработки.
В области газовой политики для России вопросы газификации Востока страны являются ключевыми, что требует развития соответствующей инфраструктуры. Поэтому, когда речь заходит о российской приоритетности реализации экспортных газопроводов в КНР, на первом месте находится так называемый западный проект (газопровод «Алтай»), а на втором – восточный проект (газопроводная система с Дальнего Востока и из Восточной Сибири). Кроме того, сторонам пока не удалось согласовать коммерческие условия поставки российского газа. Не наблюдается также прогресса в вопросах обмена активами в газовой отрасли.
День завтрашний
Оценивая перспективы двустороннего энергетического сотрудничества, следует отметить, что в целом они благоприятные. Это связано с совпадением стратегических интересов России и Китая по многим внешнеполитическим вопросам.
С экономической точки зрения следует обратить внимание на то, что в энергетической политике России предусмотрено активное развитие восточного вектора и существенный рост доли стран АТР в экспорте энергоресурсов. В этом плане Китай является ключевым партнером. Экономика страны, судя по многим прогнозам, в ближайшее десятилетие будет продолжать развиваться довольно быстрыми темпами. В Китае наблюдается политическая стабильность. В соответствии с последним государственным пятилетним планом для устойчивого развития китайской экономики необходимо увеличивать импорт природного газа и нефти, не подвергая опасности национальную энергетическую безопасность. В этой связи Россия является естественным партнером.
Важным является не только наращивание торговли энергоресурсами, но также и взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетических технологий и оборудования. Это имеет принципиальное значение в связи со стратегической линией российского руководства по модернизации российской экономики и повышению ее энергоэффективности. Большую роль может сыграть поощрение взаимопроникновения финансово-экономических групп обеих стран, в том числе в сфере отраслей ТЭК. Характерно, что в конце 2010 года страны договорились, что на Московской валютной бирже начнутся торги юанем, а на китайской бирже – российским рублем.
Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить следующее.
Во-первых, энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем, несмотря на некоторые трудности и проблемы, развивается успешно. Формируются и совершенствуются механизмы реализации, а также каркас долгосрочного взаимодействия между деловыми структурами.
Во-вторых, повышению эффективности этого сотрудничества может способствовать расширение круга участников со стороны бизнес-сообществ обеих стран, в том числе в рамках Энергодиалога. В этой связи определенную роль может сыграть организация постоянно действующего российско-китайского энергетического форума при поддержке и участии правительственных институтов, ведущих компаний и экспертного сообщества обеих стран.
В-третьих, успешное и сбалансированное энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем во многом будет определять не только политическую и экономическую стабильность в Северо-Восточной Азии, но также и положение в энергетической безопасности на глобальном уровне.
Журнал Энергополис №4(56) апрель 2012
Также читайте: