» » Снятие санкций против Тегерана отменяется

 

Снятие санкций против Тегерана отменяется

8-07-2015, 06:35 » Снятие санкций против Тегерана отменяется

0 Снятие санкций против Тегерана отменяется
Снятие санкций против Тегерана отменяется

«Шестерка» так и не смогла договориться о сделке по иранской ядерной программе
Иран и страны «шестерки» (РФ, США, Великобритания, Франция, ФРГ и КНР) не смогли окончательно согласовать документ под названием «Совместный всеобъемлющий план действий», который стал бы финалом продолжающего с 2003 года переговорного процесса по ядерной программе ИРИ. Участники этого политического марафона сегодня поставили окончательный дедлайн, но и в этот раз подписать документ не удалось. Эксперты связывают это с нежеланием Ирана размениваться и идти на какие-либо уступки.
«С. Лавров завершил переговоры в Вене. Консультации будут продолжены на уровне политдиректоров. При необходимости министры снова будут готовы собраться в Вене, отметил С. Лавров», — лаконично сообщила на своей страничке в соцсети представитель МИД РФ Мария Захарова, чем оставила еще больше вопросов.
Сотрудник Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко не удивлен тем, что Иран и «шестерка» вновь не смогли прийти к окончательной договоренности. Как полагает эксперт, это вызвано тем, что Тегеран затягивает процесс, пытаясь сохранить имидж как внутри страны, так и на мировой арене.
«Правящий в Иране режим должен показать, что он отстоял интересы населения, но сейчас Запад диктует условия Тегерану. Также хочу отметить, что Иран является сложным переговорщиком, который очень любит забалтывать собеседников. В факте переносе дедлайна нет ничего негативного. Ситуация двигается, и итоговый документ будет обязательно подписан», — убежден Демиденко.
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает, что именно Иран диктует условия в переговорном процессе: «Персы дожмут всех, кого надо дожать. Народ, который две с половиной тысячи лет торгует коврами, является безупречным переговорщиком. Лучше, наверное, только китайцы, но они не собираются дожимать Иран».
«Тегеран не будет делать ничего, что противоречит ядерной программе и статусу ядерной державы. Тегеран прекрасно понимает, что Обама принял важное для них решение: Иран должен заменить Россию на нефтяном рынке Европы. Персы понимают, что с ними заключат эту договоренность. В этой связи Тегерану нет смысла идти на сделку по ядерной программе. В итоге Иран добьется своего, и режим нераспространения полетит в тартарары», — добавляет Сатановский.
Суть договоренностей между Ираном и «шестеркой» сводится к отмене санкций против ИРИ и установлению международного контроля над работами в ядерной сфере. Таким образом, Тегеран получает возможность полноценно развивать экономику, а «шестерка» — гарантию того, что исламская республика не станет новой ядерной державой.
Согласно проекту итогового документа, ИРИ на две трети сокращает число установленных центрифуг (с 19 тысяч до 6,1 тысячи). При этом на протяжении десяти лет уран будут обогащать только 5 тысяч аппаратов. В течение 15 лет после вступления сделки в силу Иран обязуется не строить новые ядерные предприятия и не превышать степень обогащения урана 3,67%. Также исламская республика должна уменьшить запасы урана с 10 тонн до 300 кг.
Тегеран на ближайшие 25 лет разрешает доступ инспекторов МАГАТЭ на все ядерные предприятия, урановые рудники и заводы по переработке урана. Таким образом, международные наблюдатели получают возможность отслеживать всю технологическую цепочку по добыче и переработке урана. Формально это позволяет исключить секретные работы по созданию атомной бомбы.
Казалось бы, проблема исчерпана, но западные страны полагают, что ИРИ уже провела секретные ядерные исследования, и потому контроль нужно распространить на некоторые иранские военные объекты. Тегеран, естественно, с этим не согласен. 24 июня в республике вступил в силу закон, запрещающий допуск инспекторов МАГАТЭ на неядерные и военные объекты.
Санкции душат экономику Ирана
Самый болезненный для Ирана вопрос — это порядок снятия с него санкций. Тегеран настаивает на том, чтобы все действующие против него ограничительные меры были отменены после принятия итогового документа. «Шестерка» с этим не согласна и выступает за постепенную отмену санкций по мере поступления от МАГАТЭ информации о выполнении ИРИ условий соглашения. Именно противоречия в данной сфере — основной камень преткновения в процессе окончательного согласования деталей сделки по ядерной программе.
В настоящий момент в отношении Ирана действует несколько блоков финансовых и экономических санкций, принятых в разное время США, Совбезом ООН и Евросоюзом. Как сообщают СМИ со ссылкой на данные экспертов, в 2011–2013 годах только нефтяные санкции лишили ИРИ $80 млрд. Ограничительные меры душат иранскую экономику, снижая ее инвестиционную привлекательность и подрывая производственный потенциал.
Наиболее ярым сторонником введения санкций против Тегерана были США. Еще в 1979 году, когда был свергнут подконтрольный Америке шах Мохаммед Реза Пехлеви, Вашингтон заморозил иранские авуары и запасы золота, а также запретил вести бизнес с республикой. В 2000-е годы санкции США коснулись торговой, банковской и энергетической отраслей.
Санкции Запада вкупе с резолюциями Совбеза ООН, к которым присоединилась Россия, фактически лишили ИРИ доступа к мировым нефтяным и газовым рынкам, финансовым инструментам, новейшим технологиям и тяжелым вооружениям. Изоляция 80-миллионной страны спровоцировала огромные социально-экономические трудности, которые, как считается, послужили толчком к уступкам в вопросе ядерной программы.
Тем не менее за последние два года произошло небольшое смягчение санкционного режима. В январе 2014 года Евросоюз ослабил ограничительные меры в сферах финансовых переводов, торговли сырой нефтью, нефтехимическими продуктами, золотом и драгоценными металлами. Год спустя Брюссель приостановил действие запретов на страхование иранских танкеров.
Повернется ли Иран к Западу?
Вопрос отмены санкций в отношении Ирана практически решен. Дискуссию вызывает лишь то, с какой скоростью это будет происходить. Учитывая, что наибольшая часть экономических санкций введена ЕС и США, логично предположить, что отмена ограничительных мер станет естественным стимулом к возобновлению сотрудничества между Западом и ИРИ.
Сергей Демиденко считает, что Иран оказался в такой ситуации, когда у него нет другого пути, кроме как повернуться в сторону Запада. «Это насущная необходимость, чтобы поправить положение дел в финансах, инвестициях и нефтегазовой сфере», — заявил эксперт.
В то же время он отметил, что подобное изменение внешнеполитического курса — это осмысленное решение иранской политической элиты. «С этим связан приход президента Хасана Роухани и начало урегулирования ситуации с ядерной программой», — уверен Демиденко.
По его мнению, отмена санкционного режима станет ударом по экономике нашей страны, а потому она невыгодна Москве. «Не кто-нибудь, а сам Роухани говорил, что Иран — это альтернатива России на европейском углеводородном рынке. Потом иранские политики соответствующим образом обставили данное нелицеприятное заявление: мы, дескать, хотим вас заместить на европейском рынке, но быстро сделать это не сумеем, да и вообще, мы вам якобы не конкурент», — сказал эксперт.
Демиденко считает, что Москве есть чего опасаться, так как «европейцы спят и видят, чтобы найти замену российским энергоресурсам». Отмена санкций прежде всего выгодна Германии и Восточной Европе, ведь они являются основными получателями нефти и газа из РФ. У Великобритании и Франции нет энергетической зависимости от России, потому они не спешат в вопросе отмены санкций, подчеркнул эксперт.
«Невеста на выданье»
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов не согласен с коллегой. Он полагает, что масштабная экспансия ИРИ на западный рынок энергоресурсов в короткие сроки невозможна по техническим причинам.
«Дело в том, что мощности НПЗ ориентированы на переработку определенного вида нефти. За время действия санкций технологическая система была перестроена, и вернуть все обратно сразу не получится», — убежден политолог.
Куртов напоминает, что у Тегерана установились крепкие связи с Азией, и они никуда не денутся после отмены санкционного режима. Также эксперт считает, что Тегеран не станет слепо гоняться за сиюминутной прибылью и не отважится продавать энергоресурсы по демпинговым ценам.
«Логика в том, что Иран развернется в сторону Запада, конечно, есть. Но у этой версии немало контраргументов. Нельзя забывать и о том, что политический режим и доктринальные установки шиизма, несмотря на санкции, у Ирана не поменялись. Заветы аятоллы Хомейни, которым верна республика, насквозь антизападные», — замечает Аждар Куртов.
Опрошенные «Русской планетой» эксперты расходятся в оценках ситуации вокруг намерений Тегерана, но солидарны во мнении, что России нужно обязательно быть активным игроком на иранском направлении. Как подметил Сергей Демиденко, после ликвидации санкций ИРИ превратится в «невесту на выданье», за которую развернется серьезная борьба.
Москва уже сделала несколько важных шагов, чтобы в перспективе закрепиться на иранском рынке. В частности, это программа обмена иранской нефти на российскую промышленную продукцию, продажа комплексов С-300, поставка обогащенного урана из ИРИ в нашу страну. Однако, как предупреждает Демиденко, этих усилий недостаточно. Российские компании должны быть готовы сделать предложение, от которого иранские партнеры не откажутся в пользу западных конкурентов. Отсюда возможен и срыв окончательного решения — уж очень много поставлено на карту.




Также читайте: 



Категория: Новости, Политика

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.