Когда западная цивилизация дала нам, аборигенам, ну очень блестящие бусики, самой крупной из бусинок была демократия — о ней уже говорилось ранее. Среди бусинок помельче самыми яркими были ювенальная юстиция, реклама и психология.
Многие десятилетия мы без них обходились и были счастливы. Разумеется, эти слова мы слышали и раньше, но крайне редко и как нечто отстраненное, а их наполнение было абсолютно другим.
И вот наше общество эти бусинки заглотило. Инородные тела оказались вредными. Если произошел несчастный случай с ребенком и у родителей горе, озападненная ювенальная юстиция норовит не утешить их, а еще более наказать, да еще и выставить уголовниками.
Если у семьи проблемы, озападненная ювенальная юстиция норовит уничтожить такую семью. Естественным является стремление помочь семье решить ее проблемы, а установка на разрушение семьи выходит за рамки наших собственных веками проверенных моральных законов.
Сложившаяся во вроде бы как цивилизованном западном мире практика абсолютно неприемлема в нашем обществе, первичной ячейкой которого от самого его возникновения является именно семья — папа, мама и дети, а еще дедушки, бабушки, дяди, тети и многие другие родственники.
А не родитель № 1 и родитель № 2, которые иногда воспитывают не всегда своего ребенка. Отрадно, что наше высшее руководство понимает всю нелепость сложившейся ситуации, и хочется верить, что в результате это инородное тело скоро выйдет из выздоравливающего организма нашего общества.
Хуже обстоит дело с рекламой, на которую пока не обратили внимания — нам свойственно по инерции не замечать очевидное.
Ну мешает и раздражает, ну отнимает малую, но все же часть жизни. Поначалу наши люди даже пытались делать рекламу талантливо, а потом предпочли просто привыкнуть.
Только ведь реклама — это отмычка. Сперва мы привыкаем, что нами манипулируют в экономических вопросах, потом — в политических, а в итоге наше сознание оказывается почти беззащитным.
Постоянный обширный поток рекламы притупляет иммунитет общественного сознания, и облегчает любую манипуляцию им. А ведь обезвредить это инородное тело очень просто. Достаточно на законодательном уровне запретить навязчивую рекламу. Локализовать ее по месту и времени так, чтобы человек мог добраться до рекламы только по своей инициативе.
Что-то наподобие специально отведенных мест для курения. И уж совсем плохо обстоит дело с психологией, объявившей себя важной наукой — большинство людей по инерции послушно закивало головами, не утруждаясь вникнуть в суть вопроса.
Контуры психологии несколько размыты. Но если почитать американских (поскольку эту бусинку дали нам прежде всего они) корифеев, становится ясно, что, в их понимании, озападненная психология начинается там, где от анализа человека переходят к оказанию влияния на его сознание.
За прошедшее тридцатилетие психология официально проросла в системе образования, МЧС, медицине и даже религии. За это же время возникло несколько созвучных народных определений психологии, которые выглядят примерно так: если человеку нечего есть, добрый даст ему хлеба, умный поможет найти работу, а психолог расскажет о пользе голодания.
Еще больше психология проросла среди адресной аудитории. Это и создатели той самой рекламы. Это и разного рода «менеджеры», которым нужно втюхать клиентам товары или услуги своих фирм.
Это и сотрудники «колл-центров», выманивающих из своих жертв деньги, представившись работником банка или попавшим в беду родственником. Это и старомодные мошенники, которые ходят по домам под видом работников социальных служб или сотрудников поликлиники. Объединяющим здесь является слово «обман». В данном случае — обман злонамеренный.
Но даже если обман имеет самые благие намерения, он все же остается обманом, и только запутывает ситуацию, заводя ее в тупик. Если у здравомыслящего человека возникает проблема, ему чаще всего достаточно собственных ума и честности, чтобы разобраться в себе и ситуации.
В крайнем случае, он посоветуется с кем-то еще более мудрым и честным — с родными, с другом, со старым учителем. Верующий обратится к священнику своей конфессии. И только наивный или доверчивый человек пойдет к психологу за иллюзией решения проблемы.
Более того, разнообразные методы, используемые при организации «цветных революций», имеют своим корнем именно психологию, как бы они ни превзошли ее в процессе постоянного развития.
По сути, психология является методологической основой манипуляции сознанием, в том числе — и общественным. Той самой манипуляции, на счету которой сотни тысяч погибших и десятки миллионов искалеченных судеб.
На индивидуальном уровне у человека есть полторы возможности противостоять манипуляции. В некоторых ситуациях может быть достаточно твердой веры в правильность жизненных принципов, унаследованных от предков. Всегда же достаточен интеллект, более высокий, чем у манипулирующего. Так ведь и задумывают манипуляцию лучшие умы, лишенные, к сожалению, совести.
На уровне государства возможностей больше, о чем ранее уже говорилось. Это и широкое освещение всех направленных против нас манипуляций. Это и воссоздание стройной и прозрачной превентивной системы цензуры.
Только ведь сорняки всегда лучше вырывать с корнем. Хочется надеяться, что хотя бы в преддверии выборов наше высшее руководство обратит внимание на феномен психологии, и поможет и этому инородному телу естественным путем выйти из организма нашего общества, без попадания в аппендикс.
Да, есть проблема — избыточное множество людей получило дипломы и должности, нужно сделать так, чтобы они комфортно перешли к труду, более полезному для общества. Но не замечать и далее невозможно. Если мы не хотим быть аборигенами с бусиками, нужно самим строить свое общество, отличное от филиала западного мира. И мелочей в этом не может быть.
Сергей Лисичкин, специально для «Русской Весны»
Также читайте: