» » Украинский национализм: сто лет вражды и ненависти

 

Украинский национализм: сто лет вражды и ненависти

12-07-2022, 18:35 » Украинский национализм: сто лет вражды и ненависти

0 Украинский национализм: сто лет вражды и ненависти
Украинский национализм: сто лет вражды и ненависти


Недавно на форуме в Петербурге президент России вновь подтвердил, что задача по демилитаризации и денацификации Украины не снята с повестки дня и будет выполнена. Хотя становится всё яснее, что сделать это нелегко. У национализма, поразившего значительную часть украинского общества, глубокие корни. Стоит обратиться к истории и привести цитаты, которые на фоне нынешнего кризиса требуют особого внимания.
Зимой 1919 года завершились кровопролитные бои за Львов, которые длились больше года, между регулярными войсками Польши и формированиями украинских националистов, Галицийской украинской армией.
В этой забытой (и замалчиваемой в Киеве и Варшаве) войне поляков вела ультранационалистическая идея создания «Речи Посполитой от моря до моря».
План выдвинул диктатор Юзеф Пилсудский, поляков поддержала Франция. Её бронепоезда и артиллерия помогли сломить галицийское воинство, которому не хватало тяжёлых вооружений.
Не спасала даже крайняя мотивированность: они уже тогда стремились создать мононациональное государство, в основе которого лежала бы идея избранности — задолго до того, как с тем же постулатом стали выступать итальянские, испанские и германские фашисты.
Иными словами, их вело то, за что и сегодня на Украине кто-то готов сражаться до конца, а на Западе представляют как защиту «свободолюбивой и демократической Украины» от Путина и российской «агрессии».
Любой нормальный человек невольно спрашивает себя: с каких это пор Украина образец свободы и демократии?
Если говорить о сегодняшнем дне, то множеству людей там, в том числе моим друзьям, писателям, историкам, заткнули рты, а о судьбе некоторых ничего не известно. Может, их давно нет в живых.
Обретение реальной свободы и суверенности — процесс непростой, и на этом пути не следует игнорировать соседей, расталкивать всех локтями. Как писал Гегель, «в недрах национального духа должны произойти серьёзные процессы осмысления исторического опыта и понимание того неоспоримого факта, что сотрудничество и добрососедство являются необходимыми факторами развития государства и перспективы его будущего».
Философ добавлял: лишь окончательно и бесповоротно преодолев период «подростковых увлечений максималистскими идеологиями», страна и её народ выходят на перспективы прочного государственного проекта. Опыт это подтверждает. И не похоже, что Украина дозрела до демократии, выросла из «подростковых увлечений».
В 1919-м, а затем в 1929 году, когда была принята первая программа ОУН* (Организация украинских националистов), её идеологи Вячеслав Липинский и Дмитрий Донцов рассматривали прогресс и демократию (особенно выборную) с нескрываемым презрением, противопоставляли ей «провиднiцкий» (лидерский) или «фюрер-принцип» как основу организации украинского общества.
Это значит: во главе нации и государства стоит несменяемый вождь — диктатор, опирающийся на отряды радикалов с оружием в руках и использующий террористические методы управления.
Распад империй (Российской, Османской, Германской), особенно Австро-Венгерской в 1918 году, привёл к формированию независимых государств, в частности Венгрии, Польши, Чехословакии. Национальные перехлёсты разной силы случались и там.
Но украинские националисты отличались совершенно иррациональным радикализмом в отношении других народов и этносов. Радикализм изначально был заложен в иерархию предполагаемой государственной и общественной структуры мононациональной, очищенной от «чуждых наций» Украины — «от Карпат до Чёрного моря».
«Построение независимого украинского государства должно начинаться с осознания творческой роли избранного меньшинства нации, к которому относятся люди, обладающие такими чертами характера, как беспредельная преданность национальной идее, осознание своего величия по отношению к другим членам нации, уверенность в себе.
Они противостоят „серой массе“ большинства и способны подчинить это большинство своей воле и повести его за собой» — так формулировал принципы построения «новой Украины» Дмитрий Донцов. Не случайно в конце 1940-х он был принят под крыло спецслужб США и до самой смерти (в начале 70-х в Канаде) стоял на платформе радикализма и звериной русофобии.
Если вернуться в 1919-й, тог­да выдвигался и другой подход — либерально-почвенная программа «умеренного националиста» гетмана Скоропадского, он даже представил «Законы о временном государственном устройстве Украины».
В пику гетману Донцов и Липинский продвигали свой проект, считая, что его должна воплощать каста так называемых рыцарей нации, некий полувоенный орден, военизированная церковь, совмещающая язычество и узнаваемые в народе атрибуты наивного христианства.
Это была мешанина популистских идей и символов, рассчитанных на малообразованных людей.
Каста вождей («элита») должна была формироваться по принципу ненависти к другим, «неполноценным» народам и «враждебным» нацменьшинствам: к евреям, русским, венграм, молдаванам, русинам и т. д. «Элита», по мысли идеологов, воздействует на нацию прежде всего через молодёжь, предлагая ей «революцию характера». Тогда, мол, идеи превратятся в аксиомы, «убеждения в догматы веры, чтобы находились они не в книжках и программах, а в крови», — резюмировал Донцов в статье «Маси i провiд» (можно перевести как «Массы и руководство») в 1930 году.
Идеологи явно учитывали, что в смутные времена к радикализму удастся склонить слабых и неуверенных в себе людей.
И тысячи последователей Липинского и Донцова нашлись. А военные вожди Коновалец, Мельник, потом Бандера и Шухевич во главе вооружённых отрядов давали программе ОУН «путёвку в жизнь» в 1919, 1929, 1939 годах и после Великой Отечественной войны. Их действия зачастую были людоедскими даже по меркам Третьего рейха.
Вожди ОУН с презрением отзывались о «чуждых и враждебных» евреях, венграх, поляках и прочих. Они, по мнению первого военного лидера ОУН Коновальца, заслуживали «либо плётки, либо пули». Вооружённые формирования ОУН стали в 1943–1944 годах карательными отрядами, которые собрали в дивизию SS «Галичина».
Сегодня татуированные бойцы украинских нацбатальонов, карательных отрядов «Правого сектора»*, наёмники-неонацисты из других стран продолжают кровавую практику ОУН.
Стоит также помнить, что презрение не только к чужим народам, но и к своему — ещё одна черта вождей и идеологов ОУН.
«Массы — это пассивная, инертная, хаотическая стихия, неспособная к какой-либо целенаправленной деятельности и пригодная только к труду на отведённом участке земли», — это программное положение, сформулированное Липинским, разделяли все вожди ОУН.
Ещё один идеолог радикализма Николай Сциборский (его, как конкурента в борьбе за лидерство, ликвидировал Бандера) в 1941-м прямо писал: «Фашизм является основой государственной нации, поскольку движущая сила человеческого общества — это борьба между нациями и национальная рознь.
Фашизм — это концентрированный национализм, патриотизм чувств, доведённый до самоотречения и культа жертвенного фанатизма.
ом его происхождения является национальный инстинкт, который равен национальному сознанию».
Чем отличается это высказывание от тех, которые ныне звучат на Украине из уст её новой «элиты»? Да и какая она новая? Это просто последыши предыдущих кровавых «вождей» — Донцова, Бандеры, Сциборского.
Лупашко Михаил
*Запрещенная в РФ экстремистская организация




Также читайте: 



Категория: Новости, Политика

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.