» » «Стабильный шип»: учёные объяснили опасность мутаций COVID-19

«Стабильный шип»: учёные объяснили опасность мутаций COVID-19

18-03-2021, 15:36 » «Стабильный шип»: учёные объяснили опасность мутаций COVID-19

0 «Стабильный шип»: учёные объяснили опасность мутаций COVID-19
«Стабильный шип»: учёные объяснили опасность мутаций COVID-19

Коллектив американских учёных, возглавляемый доктором Бин Ченом (Bing Chen) из Бостонской детской больницы, установил влияние мутаций SARS-CoV-2 британского, южноафриканского и бразильского штаммов вируса на его заразность.

Об этом говорится в материале, опубликованном на портале Medical Xpress.

В ходе исследования учёные обнаружили причину способности новых штаммов быстрее распространяться в изменениях структуры белка-шипа при мутации D614G, которую переносят все три штамма.

«Учёные обнаружили, что мутация D614G (замена в одной аминокислоте „буквы” в генетическом коде белка-шипа) делает шип более стабильным по сравнению с исходным вирусом SARS-CoV-2.

В результате более функциональные шипы доступны для связывания с рецепторами ACE2 наших клеток, что и делает вирус более заразным», — отмечается в публикации.

В работе указано, что исходный коронавирус имел иные свойства: его S-белки устанавливали связь с рецептором ACE2, после чего у них происходило резкое изменение формы: они сворачивались сами по себе, что позволяло мембране вируса сливаться с мембранами человеческих клеток и открывало вирусу путь внутрь организма.

Но ранее группой Бин Чена было установлено, что в некоторых случаях шипы преждевременно меняли форму и распадались — до того, как вирус успеет связаться с клетками. Это влияло не только на замедление распространения вируса, изменяющаяся форма также затрудняла работу иммунной системы.

В шипах мутаций Бин Чен с коллегами выявили, что D614G не просто стабилизирует белок-шип, но и приводит к ослаблению его связи с рецептором АСЕ2.

В общем, более заразным вирус стал из-за того, что шипы в новых штаммах стали менее склонны к преждевременному распаду.

По словам Бин Чена, нестабильность формы в исходном варианте SARS-CoV-2 приводила к тому, что у него функциональным оказывалось около половины белков-шипов.

«В вариантах D614G у вас может быть 90% функциональных, поэтому, даже если они не связываются так же хорошо, вероятность того, что у вас будет инфекция, выше», — пояснил учёный.

Исследователи считают, что в модернизированные вакцины, которые производятся на основе белка-шипа, должен быть включён код его мутировавшего штамма.

В публикации говорится, что специалистами продолжается работа по изготовлению терапевтического средства, блокирующего проникновение вируса в клетки. В данный момент исследователи уже планируют переходить к испытаниям на животных.

«В январе команда учёных показала в журнале Nature Structural & Molecular Biology, что структурно сконструированный „подсадной” белок ACE2 связывает вирус в 200 раз сильнее, чем собственный ACE2 организма. Приманка эффективно ингибировала вирус в клеточной культуре, что дало возможность предположить, что это может быть анти-COVID-19 лечением», — говорится в публикации.