Атаманы диверсий

11-12-2018, 17:35 » Атаманы диверсий

0 Атаманы диверсий У казачества было прошлое и есть будущее

Атаманы диверсий

Каждая страна уникальна и поэтому имеет присущие только ей ВС. Требовать строить нашу армию по чужим лекалам может глупец или враг. Для обоснования, пусть даже на уровне грубых оценок, облика ВС любой страны вполне применимы подходы, которые используются для определения гражданской организационно-технической структуры.

Основные этапы формирования прогнозируемого облика армии – установление целей и задач Вооруженных Сил, характер военных угроз и вероятных конфликтов, особенности борьбы в ходе боевых действий (БД). Далее вырабатывается целесообразная структура видов ВС и их функциональные компоненты. А затем обосновывается структура, боевой и численный состав видов ВС и родов войск, на основе которых рассчитываются потребные показатели ВС в целом.

Гибридные войны – новая угроза

Структура и боевой состав ВС РФ по-прежнему ориентированы преимущественно на ведение классических войн, что существенно снижает возможности отражения гибридной агрессии. Необходимо совершенствовать облик наших ВС с таким расчетом, чтобы они могли эффективно применяться и в различных формах современных войн.

Традиционно наша армия выстраивалась под задачу отражения агрессии и разгрома противника, действующего по единому замыслу и плану в воздухе, в космосе, на море и на земле, то есть объединенными группировками войск и сил разных видов.

Если в прежних войнах это имело место начиная с оперативного или даже оперативно-стратегического уровня, то сегодня действия разновидовых группировок ведутся даже в тактическом звене. Это заставляет структурировать ВС, исходя из функционального предназначения по решению специфических задач. Однако особенности подготовки кадров, технического оснащения, тылового и боевого обеспечения видов ВС и родов войск заставляют выделять структуры, привязываясь к отдельными видам и родам войск.

Разделение сил

Поэтому в армии РФ выделяются две основные компоненты: Силы общего назначения (СОН) и Стратегические силы сдерживания (ССС). В структуре ВС РФ выделяются Сухопутные войска (СВ), Воздушно-космические силы (ВКС), Военно-морской флот (ВМФ) и отдельный род – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

С учетом важности в современных условиях борьбы в кибернетическом пространстве и высокой эффективности действий Сил спецназначения в структуре ВС РФ появились Силы специальных операций и Войска информационных операций. Таким образом создана организационная основа для эффективного противоборства с наиболее развитыми армиями мира в этих специфических сферах.

Заметим, что РВСН вполне заслуживают того, чтобы стать отдельным видом ВС РФ, поскольку качественно отличаются спецификой ведения БД, подготовки кадров, всеми видами обеспечения и особенностями системы управления. Однако именно это, видимо, и заставило их квалифицировать именно как отдельный род войск: фактически суть боевых действий РВСН сводится к нанесению противнику различных ядерных ударов.

Большие сомнения у специалистов вызывала целесообразность объединения Военно-космических сил и ВВС-ПВО в единый вид ВС РФ – ВКС. Основанием для скепсиса служили качественные отличия характера их боевых действий, а отсюда – различия в подготовке кадров, всех видов обеспечения, технического оснащения.

Тем не менее стремление увязать в единый комплекс все силы и средства борьбы в воздухе и космосе возобладало. Можно признать, что ныне структура ВС РФ в целом вполне отвечает требованиям ведения войн и вооруженных конфликтов любого масштаба против регулярных формирований противника во всех сферах, включая киберпространство.

Схожие, но различные

Но в отношении иррегулярных формирований такого сказать нельзя, несмотря на то, что в структуре ВС РФ создано командование специальных операций. При формальной схожести иррегулярных боевых действий партизанского типа нельзя отождествлять их со специальными, поскольку существенны отличия в методах и способах вооруженной борьбы, а также в личном составе.

Для диверсионных и диверсионно-разведывательных действий, составляющих основу спецопераций, привлекают военнослужащих, имеющих спецподготовку. Костяк иррегулярных формирований чаще всего составляют добровольцы. Уровень их подготовки не позволяет проводить сложные операции и обеспечивать четкую координацию групп по одному плану.

Атаманы диверсий

При этом численность каждого такого формирования существенно больше, чем у групп ССО. Исключение могут составлять отряды частных военных компаний (ЧВК), отличающиеся хорошей управляемостью и организованностью, но их состав, как правило, существенно меньше, чем добровольческих формирований, да и обеспечить согласованное их применение с «неформалами» также весьма проблематично.

Но при этом по мере возможности они должны быть увязаны хотя бы на стратегическом уровне с действиями регулярных войск, особенно при ведении спецопераций. То есть быть фактически под единым командованием. Это означает, что такой специфический компонент должен появиться в структуре именно ВС России.

«Неформалы» в строю

Это должна быть особая «армия», предназначенная для ведения иррегулярной вооруженной борьбы, иррегулярные спецсилы (ИС), которые следует ввести в наши ВС в дополнение к имеющимся силам общего назначения и стратегического сдерживания.

Опыт войн начала XXI века свидетельствует, что иррегулярная борьба может использоваться как для наступления, так и для обороны. Соответственно в структуре ИС должны быть выделены основные элементы, отличающиеся целями применения и спецификой борьбы. А именно: иррегулярные силы обороны (ИСО) и активные иррегулярные силы (АИС). Первые предназначены для решения задач на территории России, вторые – за ее пределами.

На ИСО целесообразно возложить решение широкого круга задач территориальной обороны и противодействия иррегулярной агрессии, для решения которых привлечение регулярных войск либо нецелесообразно, либо невозможно.

Речь идет о нейтрализации массовых беспорядков, борьбе с бандформированиями, террористическими группировками, обеспечении особых правовых режимов, военного или чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных регионах, охране и обороне важных военных, государственных, хозяйственных объектов.

По сути дела это основные задачи территориальной обороны. Кроме того, различные формирования ИСО будут охранять общественный порядок и безопасность, локализовать районы техногенных катастроф. Могут привлекаться для борьбы с десантом и ДРГ противника.

АИС должны стать основным инструментом решения таких важных задач, как развертывание группировки иррегулярных формирований в заданном районе и поддержание контроля над ней, политико-дипломатическое оформление, планирование и организация боевых действий, их ведение для достижения конечных политических целей.

Характер задач, возлагаемых на основные функциональные элементы ИС, определяет состав сил. Основой ИСО могут стать высокопрофессиональные специализированные коммерческие и некоммерческие военно-патриотические (в частности входящие в ДОСААФ) и казачьи организации, а в перспективе – система военно-промышленных поселений, своего рода неоказачество.

Что касается АИС, это прерогатива специализированных неправительственных организаций, подготовленных для действий за рубежом, имеющих оргструктуру и сотрудников, позволяющих им эффективно создавать нерегулярные формирования, готовить для них личный состав, вести борьбу и устраивать акции массового гражданского неповиновения за пределами нашей страны.

Опыт иррегулярных формирований со всей очевидностью говорит, что без всестороннего оперативного, боевого и тылового обеспечения от государств, заинтересованных в их существовании, сколько-нибудь длительное ведение боевых действий невозможно. При этом во всем есть специфика, существенные отличия от снабжения регулярных войск.

Система и подсистемы

ИС должны иметь специфическую систему всестороннего обеспечения и управления, куда включены две основные подсистемы – для ИСО и АИС. В каждой из них присутствуют важнейшие типовые функциональные компоненты: разведки и наблюдения, управления и связи, тылового обеспечения в полном объеме.

Опыт войн последних лет свидетельствует, что поддержка действий нерегулярных формирований информацией от разведки регулярных ВС значительно повышает эффективность, позволяя даже при весьма ограниченном составе достигать значимого оперативного результата.

Не меньшее значение имеет подготовка кадров, особенно полевого командного состава. Помимо очевидной зависимости эффективности иррегулярного формирования от уровня подготовки командира его хорошая квалификация и политическая ангажированность в среднем и высшем звеньях позволяют удерживать контроль.

Понятно, что «иррегуляры» любого типа не могут быть в структуре регулярных войск. Другое дело – элементы систем их тылового и боевого обеспечения, а также управление. Официально в действиях иррегулярных формирований они задействованы не будут, поэтому основа этих обеспечивающих систем, а также высшее и как минимум оперативное звено управления могут быть включены в структуру ВС в качестве особых подразделений с соблюдением соответствующих мер скрытности.

Таким образом, помимо двух элементов по функциональному признаку – ИСО и АИС, в ИС целесообразно выделить две компоненты по организационному признаку – войсковую и полевую. Первая должна быть составлена из элементов систем управления и всестороннего обеспечения и интегрирована в состав регулярных ВС. Вторая включает не входящие в состав регулярных ВС, но находящиеся под их контролем и опирающиеся на их всестороннее обеспечение негосударственные организации.

Казачество снова в строй?

Анализ характера задач ИС свидетельствует, что среди основных иррегулярных формирований этой функциональной компоненты могут быть выделены высокопрофессиональные организации, решающие задачи относительно небольшим числом квалифицированных сотрудников, а также структуры, рассчитанные на привлечение значительных контингентов личного состава, но с существенно меньшими требованиями к квалификации.

Первые по сути дела – ЧВК, хотя официально могут таковыми и не оформляться. Организационно они могут выступать в любом качестве, но их главная отличительная черта – высокий профессионализм всех сотрудников при относительно узкой специализации, а также отсутствие привязки деятельности к конкретной территории, что позволяет действовать по всей РФ и за рубежом.

Что касается организаций второго типа, то, как показывает опыт, их существование только за счет контрактов на выполнение задач военного характера с государством невозможно в силу ограниченности ресурсов страны. Ведь объем задач, к решению которых можно привлечь ИСО, только в пределах одного военного округа может потребовать участия до 250–300 тысяч человек. В масштабах страны потребные контингенты возрастут в разы.

Территориальная оборона и иные сопряженные с этим задачи лягут на ИСО, поэтому организации, составляющие их основу, должны иметь экономическую автономность с минимальной нагрузкой на госбюджет, самовоспроизводиться за счет специфической системы воспитания детей, поддерживать боеготовность, исправность вооружения и военной техники главным образом за свой счет при ограниченной господдержке.

Наиболее полно этим требованиям соответствует территориально-милиционный принцип формирования, предполагающий пребывание личного состава в местах постоянного жительства, при наличии в шаговой доступности складов вооружения, боеприпасов и военной техники. Часть легкого стрелкового оружия может храниться дома, как, например, в Швейцарии.

Ежемесячно каждый числящийся на действительной службе в тервойсках должен уделять определенное время выполнению служебных заданий, мероприятиям боевой подготовки и поддержанию в исправности ВВТ. Платить государство за такую службу может предоставлением бесплатно и по чрезвычайно льготным ценам земельных наделов, материалов для строительства и средств для развития бизнеса, банковских и налоговых льгот. В виде исключения возможны денежные выплаты за определенные виды службы.

Такая структура иррегулярных войск в системе ИСО фактически означает воссоздание в России реального казачества – специфического народа-воина, который станет надежной опорой государства и правительства в самых критических условиях.

Создание и включение в состав ВС РФ этих компонент в сочетании со специальными мерами по формированию негосударственных структур под военным управлением придаст нашей армии способность успешно решать задачи как оборонительного, так и наступательного характера не только в войнах классического типа, но и в гибридных.

Константин Сивков, заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук




Также читайте: 



Категория: Новости, Политика

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.