В ближайшие несколько недель “Транснефтепродукт”, дочерняя структура “Транснефти”, подпишет ряд соглашений с нефтекомпаниями по финансированию проекта магистрального нефтепродуктопровода “Юг”, сообщили в монополии. Договоренности достигнуты “почти со всеми заинтересованными компаниями”, среди которых ЛУКОЙЛ, “Башнефть” и “Газпром нефть”, они предусматривают прокачку нефтепродуктов по схеме “качай или плати” (фиксация объемов прокачки и оплата этих объемов вне зависимости от реальных поставок). Нефтяники от комментариев отказались. Но источник, близкий к одной из них, подтвердил факт предстоящего подписания.
Проект “Юг”, предназначенный для экспорта светлых нефтепродуктов “Евро-5″ с Черноморского побережья, будет реализован в три этапа. Первый — реконструкция трубы Тихорецк—Новороссийск. Для этого “Транснефть” привлечет заемные средства и деньги ЛУКОЙЛа. Второй этап — строительство трубы Волгоград—Тихорецк и железнодорожных эстакад в начальной и конечной точках. “Благодаря эстакаде к системе подключится не только ЛУКОЙЛ, НПЗ которого расположен в Волгограде, но и другие нефтяники”,— говорят в “Транснефти”. Под эти работы она также привлечет кредит, который затем будет погашен нефтекомпаниями за счет соглашений с монополией по принципу “качай или плати”. Эти этапы вошли в инвестпрограмму монополии, затраты на них “Транснефть” оценивают в 47 млрд руб.
Принцип “качай или плати” используется “Транснефтью” в отношении нефтепродуктопроводов с 2012 года, до этого его применяли к прокачке нефти. “Транснефть” рассчитывает также “спецтарифы” для компаний, заинтересованных в строительстве трубопроводов, например в соглашениях с “Роснефтью” по расширению нефтепроводов Сковородино—Мохэ и на Туапсинский НПЗ. Сначала предполагалось, что “Юг” пройдет по маршруту Сызрань—Саратов—Волгоград—Новороссийск (1465 км). Но по утвержденному на данный момент проекту, его длина составит лишь более 800 км. Рассматривается и третий этап — строительство к началу 2020-х годов нефтепродуктопровода вблизи “самарской группы” НПЗ “Роснефти”, Краснодарского НПЗ “Русснефти” и Афипского НПЗ “Нефтегазиндустрии”, но точный маршрут этой трубы и ее финансирование пока не определены.
Также неясно, будет ли связан с “Югом” Туапсинский НПЗ “Роснефти”, которая получила от правительства поручение создать там нефтепродуктовый хаб. По словам пресс-секретаря компании Владимира Тюлина, “Роснефть” заинтересована в развитии нефтепродуктопроводов на юге России, а сам проект системы “Юг” с конечной точкой в Туапсе эффективно дополнит мощности завода “Роснефти”. В “Транснефти” пояснили, что монополия предлагает нефтекомпании построить отвод на Тихорецк от Туапсе. Но в “Роснефти”, по словам источника, близкого к компании, не видят смысла в создании двух центров экспорта нефтепродуктов.
Маршрут только до Туапсе идет вразрез с интересами как “Транснефти”, так и других нефтяников, говорит источник на рынке. “Для монополии, владеющей около 35% Новороссийского морского торгового порта, важно, чтобы труба заканчивалась в Новороссийске, таким образом она сможет получить синергию с инфраструктурой порта и увеличить грузопоток”,— поясняет собеседник. Эксперт уточняет, что в Туапсе из-за относительно небольшой площади бухты есть ограничения по тоннажу судов.
Также читайте: