Консорциум «РФК» закончил приемочные испытания первого российского комплекса для гидроразрыва пласта. Передовая по мировым меркам машиностроительная разработка российских инженеров — мобильный комплекс ГРП — спроектирован петербургским ПКБ «Автоматика» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Прошедшие испытания завершают двухлетнюю работу проектировщиков. В составе комплекса для ГРП специалисты нефтесервисной компании ОАО «Пурнефеотдача» испытали ключевые агрегаты: насосную установку с 2 газотурбинными двигателями, смеситель и станцию контроля и управления, собщает “Нефть России” .
Испытания производились на действующих скважинах в Краснодарском крае и Ростовской области. В рамках испытаний были проведены 3 гидроразрыва на Анастасиевско-Троицком месторождении ООО «РН-Краснодарнефтегаз» (Роснефть) и 2 операции ГРП на Патроновском газоконденсатном месторождении ООО «Газпром добыча Краснодар». Серия ГРП в рамках испытаний показала, что новый комплекс готов к работе, и целевые характеристики успешно достигнуты проектировщиками. До конца 2013 года специалисты нефтесервиса произведут от 10 до 20 операций гидроразрыва в рамках периода опытно-промышленной эксплуатации новейшего российского оборудования для ГРП.
Всестороннему анализу подверглась работа как отдельных машин, так и комплекса в целом. Испытателям важно было тщательно оценить каждый механизм, при этом газотурбинные насосные установки хорошо знакомы технологам и механикам «Пурнефтеотдача»: менее мощные установки ранних модификаций, произведенные ПКБ «Автоматика», проработали у нефтесервисников тысячи моточасов, самой старшей из машин 12 лет. Незнакомыми оказались только смеситель и станция контроля и управления, ранее никем в России не производившиеся. Отдельной задачей для создателей комплекса была совместимость профессиональных программ для проектирования ГРП и собственного ПО контроля и управления. По итогам испытаний программное обеспечение российского комплекса РФК показало полную совместимость с программой Meyer.
Инженеры-машиностроители, разработавшие комплекс «РФК», неоднократно заявляли, что их произведение не имеет аналогов в мире и по ключевым рабочим характеристикам и мобильности превосходит оборудование на базе дизельных установок. В российском мобильном комплексе для ГРП применены несколько ноу-хау, выделяющих российские агрегаты из ряда техники мировых производителей. На разработки петербургского ПКБ «Автоматика» оформлено 7 патентов и существуют принципиальные отличия, способные обратить на себя внимание специалистов.
В новейшем российском комплексе гидроразрыва пласта применена газотурбинная силовая установка, развивающая мощность до 2250 л.с. и способная поддерживать ее длительное время. Подобные газотурбинные двигатели установлены в российских танках Т80 и американских «Абрамс». В оборудовании известных мировых производителей до сих пор в качестве силовой установки использовались дизельные двигатели . На аналогичных операциях гидроразрыва пласта можно использовать в 1,8 – 2 раза меньше насосных агрегатов консорциума РФК, чем установок подобного типоразмера с дизельными двигателями.
Многопроцессорная система управления подразумевает повышенную надежность комплекса — отказ центрального процессора не является критичным для операции, и гидроразрыв может быть успешно завершен при управлении агрегатами с местных постов. Наши инженеры считают это большим преимуществом перед западными аналогами, в которых традиционно внедрена схема с центральным процессором без дублирования и резервирования.
Каждая установка комплекса оснащена собственной системой автоматизированного управления и обработки данных, и может работать как в режиме автономного управления, так и в автоматическом режиме по командам, поступающим с промышленного компьютера, размещенного в станции контроля и управления.
Разработка высокопроизводительного технологического комплекса ГРП была заказана Министерством образования и науки Российской Федерации в 2011 году в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» в целях снижения зависимости отечественной нефтегазовой отрасли от импорта сервисных услуг, технологий и оборудования ГРП.
Конструкторские разработки ПКБ «Автоматика», дочернего общества ОАО «Кировский завод», финансировались Министерством образования и науки Российской Федерации по принципу частно-государственного партнерства с инициатором проекта — Тихорецким машиностроительным заводом им. В. В. Воровского.
За 2 года и 300 млн рублей петербургские разработчики создали передовое по международным меркам сложнейшее оборудование, оптимально приспособленное к работе в экстремальных климатических условиях. При сравнимых параметрах мощности и производительности российские технические решения обойдутся заказчикам на 20-40% дешевле, чем стандартные комплексы ГРП западного производства.
Серийным производством высокопроизводительных комплексов ГРП с 2013 года займется консорциум «РФК» — объединение российских машиностроительных предприятий во главе с ООО «Русская фрактуринговая компания». На сегодняшний день в консорциум помимо ПКБ «Автоматика» и Тихорецкого машиностроительного завода входит машиностроительная группа “ПромСпецСервис”.
Также читайте: