Десятку не разменяете?

24-08-2015, 15:35 » Десятку не разменяете?

0 Десятку не разменяете?
Десятку не разменяете?

Windows 10 представляет угрозу национальной безопасности, но заменить ее пока нечем
С конца июля 2015 года пользователям операционных систем (ОС) семейства Windows приходят предложения бесплатно обновить систему до Windows 10. Как выяснилось почти месяц спустя, под предлогом обновления корпорация Microsoft предлагает подписать весьма интересное лицензионное соглашение, без которого установка невозможна. Вот выдержка из этого документа:
«Microsoft собирает информацию о вас, ваших устройствах, приложениях, сетях и о том, как вы используете эти устройства, приложения и сети. Собираемые данные содержат ваше имя, адрес электронной почты, предпочтения и интересы (историю поиска в браузере и по файлам), информацию о звонках, SMS, данные сенсоров и т.п.».
Откровенность данного пренебрежительного пассажа впечатляет. Поясним в деталях: производитель ПО открыто заявляет, что Windows 10 будет передавать в Microsoft информацию о каждом нажатии клавиш на вашем устройстве. Мол, если хотите халявы, соглашайтесь. И тысячи пользователей уже согласились.
А после установки обратной дороги нет, в смысле нет никакой легальной возможности отключить слежку полностью. Добавим, что в новой системе все создаваемые пользователем файлы по умолчанию копируются на американские сервера сетевого хранилища OneDrive…
Использовать подобную систему в государственных структурах — безумие. Не удивительно, что тут же возобновились поутихшие было разговоры об импортозамещении в сфере IT: мы, мол, напишем свою ОС, без всяких там «Окон». Впрочем, для начала можно и просто напомнить про никем не отмененное распоряжение, согласно которому российские органы власти давно уже должны были перейти с Windows на Linux.
Как государство на Linux переходило
Соответствующий документ подписан в декабре 2010 года премьер-министром Владимиром Путиным: с 2012 года планировалось начать «миграцию» программного обеспечения государственных и муниципальных учреждений с Windows (зачастую пиратской) на бесплатный Linux. Существовал и подробный план этого перехода, по случайной иронии опубликованный в проприетарном майкрософтовском формате .doc. Это как если бы во время Великой Отечественной распоряжения Ставки Верховного Главнокомандующего выходили в свет на немецком языке.
Владимир Путин не то чтобы имел репутацию глашатая новых информационных технологий. Подобного постановления можно было ожидать, скорее, от тогдашнего президента Дмитрия Медведева — человека, прославившегося встречей со Стивом Джобсом (тоже непримиримым противником Windows), а также тем, что практически все его решения были впоследствии отменены. Как бы там ни было, суть в том, что автор идеи вряд ли хорошо представлял себе разницу между Windows и Linux. А она меж тем делает подобный перевод заведомо проигрышным. Основные недостатки бесплатной ОС, вполне терпимые при домашнем пользовании, но абсолютно неприемлемые при профессиональном (тем более на госслужбе), — отсутствие специализированных бухгалтерских программ и ограниченность аналогов программ общего пользования. Кроме того, миф о некоей безобидности Linux в плане той же утечки информации вызывает хохот у специалистов по компьютерной безопасности: если корпорация Microsoft хоть как-то отвечает перед законом, то сообщество Linux может подсунуть на ваш компьютер под видом обновлений все что угодно. Да, у Linux открытый исходный код, но многие ли простые пользователи способны в нем разобраться?
В итоге на Linux перевели только школы. И причиной тому был не столько премьерский указ, сколько «дело директора Поносова» из Пермского края, которого в 2007 году осудили за компьютерное пиратство, а год спустя оправдали. История закончилась в 2012 году, когда Минкомсвязи сообщило, что план перехода (тот самый, в .doc) носил рекомендательный и информационный характер, так что его можно спокойно игнорировать.
Как Россия независимость потеряла
Вы знаете, сколько в мире государств? Более 200 плюс полсотни территорий с неопределенным статусом. И все они считают себя независимыми, хотя зависят друг от друга и от США самым прямым образом.
Но что такое реальная независимость страны? Что бы ни врали нам политики, это очень несложное понятие, которое можно сформулировать всего в пяти пунктах. Мы независимы, если:
Мы едим то, что сами производим. Импорт — штука хорошая, но если кто-то его перекроет, мы не умрем с голоду.
Мы можем одеваться в то, что сами производим. Без импорта мы, возможно, станем ходить в некрасивых мешках, но не голыми.
Мы греемся тем, что находится в наших недрах. Если какой-нибудь зарубежный «Газпром» откажется с нами сотрудничать, мы не замерзнем.
У нас есть армия, которую мы сами вооружаем; есть техника, которая не зависит от потенциального противника.
Мы, наконец, сами производим все то, что позволяет нам выращивать еду, шить одежду, добывать топливо и содержать армию.
Внимание, вопрос: сколько в мире независимых государств? Правильный ответ — ноль. В критической ситуации перейти на самообеспечение способны разве что США, а также несколько мелких островных государств, где население привыкло вести натуральное хозяйство. Китаю при всей его мощи остро не хватает энергетических ресурсов, и именно поэтому он с таким вожделением посматривает на Сибирь.
СССР был независимой страной по всем пунктам, а вот нынешняя Россия от независимости крайне далека, и добились мы этого сами — многолетними и плодотворными усилиями. Разве что в области информационной безопасности (это часть четвертого пункта нашего списка) дела обстоят относительно неплохо: у нас хотя бы есть своя работающая система «ГЛОНАСС», тогда как большинство армий мира просто не сможет нормально вести боевые действия, если им отключить системы геопозиционирования. Но при этом наши военные все равно пользуются программным обеспечением, созданным вероятным противником. Такое положение вещей нельзя назвать здоровым.
Как пишут национальные ОС
В октябре 2014 года Китай создал национальную операционную систему — Kylin Linux. Работал над ней — на секундочку — Оборонный научно-технический университет Народно-освободительной армии Китая, что как бы намекает на основную суть проекта. Операционка сделана на основе Ubuntu Linux, основные программы доработаны под нужды КНР, резко усилена система безопасности, перекрыты все возможные пути обновлений с серверов Ubuntu. Поддержкой Kylin занимаются исключительно китайские софтверные компании.
«Допиливают» Linux и в России: у многих энтузиастов это получается очень неплохо, но, к сожалению, самым знаменитым стал позорный случай, произошедший в Нижнем Тагиле. В 2010 году местный школьник на фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала» объявил, что написал собственную операционную систему, названную им BolgenOS. СМИ немедленно назвали мальчика едва ли не национальным героем и раструбили, что BolgenOS будет установлена во всех школах региона, а впоследствии, вероятно, захватит Вселенную. Конкурс-то старшеклассник выиграл, но вскоре выяснилось, что перед нами просто переименованный Ubuntu Linux с затертыми сведениями о копирайтах (скажем, Gnome Office стал «Офисом Попова»). Юный тагильчанин, таким образом, действительно оказался талантлив: он стал единственным в мире разработчиком, сумевшим украсть бесплатное, свободно распространяемое программное обеспечение.
С тех пор выражение «национальная операционная система» вызывает у специалистов нервные подергивания. И есть серьезный риск, что, когда бюджет выделит деньги на соответствующую разработку, подряд достанется таким вот дарованиям.
Как Минкомсвязи отстаивает чужие интересы
Тем не менее собственная операционная система нужна России, как воздух. Написанная с нуля, на основе Linux или иных систем, да хоть, простите, скопированная у западных разработчиков — на этом фронте давно идет война без правил. Но без бюджетного финансирования это невозможно, а где бюджет, там немедленно возникает битва интересов, причем интересы России в данных схватках игнорируются по умолчанию.
Минкомсвязи никогда не старалось развивать отечественные информационные продукты; более того, всячески препятствовало этому процессу. Дело в том, что работники министерства тесно сотрудничают с международными корпорациями — Microsoft, Oracle, Cisco, Alcatel-Lucent и т.д. Каждая из этих компаний имеет в ведомстве свое лобби — и каждая не желает терять российский рынок, заранее препятствуя любой конкуренции.
Ситуация несколько изменилась с приходом Николая Никифорова на пост главы министерства. В феврале 2015 года он провел серию встреч, посвященных разработке отечественной мобильной операционной системы. Правда, почему-то встречался чиновник с финнами. Малоизвестные разработчики из сотрудничающей с НАТО страны — члена Евросоюза, видимо, привлекательнее для министра, чем местные специалисты. А ведь мобильную платформу в России давно уже написали: это «Яндекс.Кит» на основе Android. Открытый код изначальной платформы позволил убрать оттуда все потайные, «шпионские» возможности и сделать очень достойную систему. Мудрый эксперт Эльдар Муртазин написал об этом: «Забвение "Яндекс.Кит" связано с тем, что эта ОС невыгодна для чиновников. Самый ее главный недостаток заключается в том, что ее уже создали и никаких усилий для этого прикладывать не нужно». Речь, разумеется, не о трудоголизме чиновников, а о возможном госзаказе на создание системы: цена вопроса в рублях представляет собой десятизначное число.
Можно ли написать систему без помощи государства? На популярном сервисе сбора взносов на развитие бизнеса «Бумстартер» год назад появился проект создания «Патриот ОС». Авторы хотели получить 38 500 000 рублей, но малость недотянули до этой суммы: удалось собрать лишь 31 300 рублей…
Как Никифоров интернет развивает
Государственная информационная политика в России есть. Не секрет, что хакеров, пытающихся получить информацию с компьютеров тех или иных лиц как в России, так и за рубежом, у нас немало, и вряд ли они работают бескорыстно и по собственной инициативе. Трудно сомневаться и в том, что массированные атаки на сервера «потенциального противника» устраивают не только добровольцы. Но вот разработка серьезного программного обеспечения — удел исключительно частных компаний. Причем многие из них действительно пишут софт мирового уровня, но поддержку государства видят нечасто. Ближе всех к госбюджету была когда-то допущена IT-компания «Армада» (адаптировавшая, например, Linux для школ); в перечне ее разработок числится даже некая «Российская операционная система», но корпоративные конфликты 2014 года существенно подкосили репутацию и дела фирмы.
Проблема еще и в том, что лица, принимающие стратегические решения в России, в большинстве своем немолоды и до сих пор относятся к компьютерам и даже смартфонам с некоторой опаской. Они были бы в состоянии осознать необходимость своей операционной системы, если бы вообще четко понимали, что это за зверь такой — операционка. На этом фоне особая ответственность лежит на плечах 33-летнего Николая Никифорова, автора занятной диссертации «Инновационная модель управления информационными потоками в сфере оказания государственных электронных услуг». При нем уже создана российская «облачная» система «Мой офис» (на момент написания статьи переходит в стадию открытого тестирования), все лучше работает отечественный поисковик «Спутник». И, безусловно, иметь свои интернет-проекты — это прекрасно; вот только пользуемся мы ими опять же с устройств под управлением американских Windows, Android и iOS.
Российские специалисты в состоянии написать операционную систему. Существует миниатюрная ОС «Колибри», другие занятные разработки. Но, помимо самой ОС, нужно огромное количество программ: драйвера для оборудования, невероятное количество утилит, бухгалтерский софт и т.д. Конечно, часть сервисов может перекочевать в интернет — тот же «Мой офис» в повседневном использовании способен заменить Microsoft Office, но работа все равно предстоит большая.
Начинать надо было позавчера…




Также читайте: 



Категория: Новости, Политика

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.