Миф и правда о русском «Мире»

12-08-2015, 06:35 » Миф и правда о русском «Мире»

0 Миф и правда о русском «Мире»
Миф и правда о русском «Мире»

Пока что миграционный контроль в России похож на неудачную шутку

Правительство РФ объявило о создании электронной системы для исчерпывающего миграционного учета в стране. Торопливые СМИ расписали грядущий «Мир» — а именно так будет называться разработка, — как некую единую систему учета мигрантов. Но на самом деле проект гораздо важнее и масштабнее, и повлияет он без преувеличения на жизнь каждого из нас.
Слишком много страхов
По сути, речь идет о создании единой паспортно-визовой базы данных всех граждан и гостей Российской Федерации. В перечне поставленных перед системой задач бросается в глаза такой пункт: «формирование полной, достоверной и актуальной информации о перемещениях российских и иностранных граждан». Дальше, конечно, написано, что все это «в целях оценки миграционной ситуации», но для известных категорий читателей это все равно будет означать одно: нам вживят чипы и устроят тотальную слежку, как это уже делают с американцами.
Меж тем будущему «Миру» очень далеко до штатовской системы учета граждан — так называемых личных дел, заводимых на каждого гражданина США. Эти сведения хранятся в двух основных базах — Госдепартамента и налогового ведомства (об аналогичной базе ФБР по понятным причинам известно меньше), и там можно получить практически исчерпывающую информацию о любом человеке, когда-либо находившемся в стране, включая его фото, отпечатки пальцев, биографические данные. По сравнению с такой степенью информированности властей о личной жизни каждого гражданина Россию с ее «тоталитарным» устройством иначе как анархией назвать нельзя. У нас в законах хоть и упомянуто 10 типов удостоверений личности, но пока нет никакого единого учета выдачи этих документов.
Создание «Мира» — один из шагов по преодолению анархии. (Кстати, интересно, что словом «Мир» названа также российская национальная платежная карта; перед нами явно случайное совпадение, которое, однако, демонстрирует вселенские амбиции как финансовых, так и миграционных властей.)
Слишком много ведомств
Постановление правительства РФ №813 от 6 августа 2015 года — это грамотно составленный рамочный документ из 19 страниц, определяющий начальный порядок работы по созданию системы «Мир».
Вслед за постановлением от 6 августа должны быть написаны:
единый технический проект системы;
типовая форма соглашения, проекты соглашений и протоколов об информационном обмене между участниками системы;
типовая форма соглашения, проекты соглашений и протоколов об информационном обмене между участниками системы и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и иными лицами, не являющимися участниками системы, но уполномоченными на взаимодействие с участниками.
До начала 2016 года МВД, Минобороны, Минсвязи, Минфин, МИД, ФСБ, ФМС, Федеральное агентство морского и речного транспорта и ряд других ведомств должны определить «функции системы "Мир" и порядок их действия». К сожалению, сложно себе представить, что эти уважаемые организации (плюс «неучастники системы», как названы в документе ведомства, имеющие касательство к созданию базы, но не допущенные к самому процессу) сумеют до чего-то договориться, особенно если учесть, что при появлении единой системы большинство из них потеряет свою скромную долю бурного миграционно-регистрационного рынка.
Работать система «Мир» должна, судя по всему, примерно так: при вводе данных гражданина (вручную или с электронного носителя в загранпаспорте) сотрудник уполномоченного ведомства автоматически получит всю нужную информацию о владельце документа. То есть никаких трехчасовых задержаний на предмет установления личности, решение вопросов на безвизовых границах — мгновенное; за несколько секунд можно будет опознать паспорт как утерянный или украденный. Кто до начала украинского конфликта пересекал на поезде границу с Украиной, тот помнит несчастных пограничников обеих стран, ходивших по вагонам с огромными талмудами в руках — перечнями нежелательных и разыскиваемых лиц. Найти там конкретного «плохого» пассажира можно было разве что случайно. Пограничная система XVIII столетия и то работала лучше. А хотелось бы все-таки жить в XXI веке.
Слишком много паспортов
Что же будет означать для нас сей дивный новый «Мир»? О деталях пока известно немногое. Но уже ясно, что даже после появления «Мира» мы по-прежнему будем отставать от современности по одному важному параметру: новая система не предусматривает отмены архаичного разделения паспортов на национальные и международные, давно забытого практически во всех государствах. Даже «страшный тиран и диктатор» Александр Лукашенко не мешает гражданам Белоруссии получать единый документ в любом возрасте (с 14 лет — обязательно). В связи с этим вспоминается курьез: когда критику бесконтрольной миграции из Средней Азии в Россию стало уже невозможно игнорировать, МИД РФ выпустил грозный указ о том, что впредь таджики и узбеки смогут въезжать к нам только по загранпаспортам. К сожалению, россиянам не пояснили, что загранпаспорт автоматически получают абсолютно все взрослые жители этих стран…
Другие изменения теоретически возможны, но они зависят от конкретных параметров будущей базы, а их только предстоит разработать. В настоящем же постановлении сформулированы лишь общие места. Скажем, в документе сказано: «Доступ граждан к информации о себе, содержащейся в ведомственных сегментах, осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании их запросов», то есть, по сути, не сказано ничего. И можно быть уверенными, что в подавляющем большинстве случаев никакой «информации о себе», кроме понимания, «выпустят за рубеж или нет», мы не получим. Там, где задействованы МВД и ФСБ, прозрачности не может быть даже в самых невинных, казалось бы, вопросах.
Слишком много мигрантов
Интересно, что большинство СМИ осветили создание «Мира» так, будто оно должно было больше всего взволновать именно мигрантов, которые (не в обиду им, а лишь ради констатации факта будет сказано), скорее всего, эти СМИ и не читают. Видимо, сработал обманчивый эффект от слова «миграционный». Одно уважаемое агентство даже не постеснялось написать: «"Мир" позволит сформировать достоверную и актуальную информацию о перемещениях иностранных граждан внутри РФ…», тогда как в самом правительственном документе, как мы упоминали выше, сказано «о перемещениях российских и иностранных граждан». Разница в содержании и расставленных акцентах налицо. Что ж, раз упоминание российских граждан позволительно вот так вот вычеркнуть, видимо, новая система и впрямь должна кардинально изменить несчастную мигрантскую долю. Посмотрим, как.
Депутата Пономарева подозревают в государственной изменеВ Госдуме обратились в Следственный комитет с просьбой проверить причастность беглого депутата к связям с Минобороны Украины Депутата Пономарева подозревают в государственной измене
Начнем со словарных определений. Эмигрант — человек, покинувший страну навсегда. Иммигрант — человек, приехавший в страну жить. Мигрант — человек не определившийся, он находится в одном месте, а душа, прошлое и будущее его совсем в другом. Он работает только на себя, иной цели у него нет и быть не может.
И вот главное, за что ценят мигрантов в нашей стране, — это как раз труд. Причем трудолюбие их открыто противопоставляется многими защитниками нацменьшинств якобы неискоренимой русской лени. Согласно свежему отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), российские работники вообще оказались самыми неэффективными во всей Европе с большим отрывом даже от греков, которые не дураки отдохнуть за счет работодателя или государства. Правда, авторы исследования не перенапряглись: взяли ВВП страны, на глазок посчитали работающих граждан, узнали откуда-то продолжительность средней рабочей недели, да и решили нехитрое уравнение. Получилось, что средний российский трудяга за час вырабатывает ценностей на $25,9 (более 1600 рублей), что ни к какой экономической реальности отношения не имеет.
Да, глупо отрицать тот факт, что работаем мы малоэффективно. Дорогой читатель, с высокой долей вероятности вы читаете эту статью в рабочее время — и не факт, что она имеет отношение к вашей профессиональной деятельности. Но нет никаких достоверных средств, чтобы выделить из общего ВВП России внесенную мигрантами долю (после ввода в действие «Мира» такая возможность появится), да и как оценить работу дворников и уборщиц? Так что точка зрения, согласно которой таджики — самые усердные работники на территории России, а русские и иные коренные народы работать не хотят, сидят на нефтяной игле и пьют, пока трудолюбивые азиаты за ними убирают, конечно, имеет право на существование, но лишь в отдельных конкретных случаях, а никак не применительно ко всему работающему и неработающему люду в целом. Трудолюбивый человек вне зависимости от национальности старается хорошо делать ту работу, которая обеспечивает его семью; а в России такой работы просто больше, чем в Таджикистане. Поэтому к нам и едут трудолюбивые и не очень азиаты: деньги-то нужны всем.
А вот о чем граждане правозащитники упорно умалчивают, так это о том, что, помимо рабочих рук, мигранты привозят нам еще два «сопутствующих» товара — этническую преступность и наркотрафик.
Слишком много наркотиков
Неправда, что преступность не имеет национальности, даже если эту нехитрую мысль формулирует сам президент. Лица одного происхождения, говорящие на языке, не понятном правоохранительным органам страны пребывания, крайне легко сбиваются в криминальные группировки. В XVII–XVIII веках русские разбойники специально переняли своеобразный жаргон бродячих торговцев («феню»), дабы их не понимали окружающие; здесь же подобная проблема не стоит изначально. Да и смешно думать, что все гости России мечтают о работе дворниками, многим хочется жить куда красивее, а отсутствие профессии не дает возможности добиться этого легально. Россия и россияне для них — золотой телец, от которого надо отпилить, оторвать хотя бы долю малую. И одно это серьезная проблема, для решения которой было бы неплохо ввести визовый режим и перекрыть финансовые потоки между странами Таможенного союза и Средней Азией. РФ, кстати, теоретически не прочь это сделать, но все инициативы блокирует Казахстан, стремящийся удержать лидерство в регионе.
И удержать, судя по всему, любой ценой. Потому что, пока Китай только строит свой Великий шелковый путь, афганцы свой Великий героиновый уже построили — через Россию. Как раз и НАТО пригодилось с его местными союзниками: они старательно оберегают маковые поля от террористов из «Талибана», а тем временем трудолюбивые курьеры перевозят готовый товар и «полуфабрикаты» через таджикскую, узбекскую и казахстанскую границы. Объем товара невероятен, так что работают отнюдь не одиночки: в 2014 году площади посевов опийного мака в Афганистане достигли исторически рекордного максимума — 250 тысяч га, и 40% урожая «экспортируется» в Россию (данные Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков).
И вот господа правозащитники, исповедующие всеобъемлющую псевдотолерантность (ибо толерантность с ущемлением собственного достоинства и интересов не имеет ничего общего), говорят нам: нельзя же допустить, чтобы по столь ничтожной причине, как тонны героина, тысячи несчастных мигрантов были вынуждены оформлять визы! Мол, экономика России без мигрантов не выживет — остановится строительство, улицы зарастут грязью, дороги навсегда покроются глубокими ямами…
На это есть как минимум два ответа. Первое: в России сколько-нибудь официально работают 3 млн мигрантов, еще 3 млн — подпольно (те самые, кого мы любезно пропустили «по загранпаспорту»). При этом как минимум 1,5 млн россиян употребляют афганский опий и его производные; большинство этих людей не имеют работы, перебиваются случайными заработками, в том числе криминального характера. Мы всерьез считаем, что это выгодный размен?
Второе: не сможет выжить не то государство, у которого не хватит мигрантов, чтобы улицы мести, а то, что ставит интересы своих граждан ниже туманных политических соображений и абстрактных ценностей. Если Таможенный союз мешает перекрыть поток наркотиков и нелегалов, нужен ли нам такой союз? Если Федеральная миграционная служба не в состоянии найти 3 млн нелегалов, не пора ли произвести в ней кадровую и организационную революцию?
Слишком мало контроля?
И тут мы возвращаемся к «Миру». Да, прекратится всесилие некомпетентной ФМС, ее данные будут насквозь видны службам МВД и ФСБ, учет гостей страны станет единым и полным. Но при чем тут граждане Российской Федерации, за которыми собирается следить «Мир»? Чего еще о нас не знают «наверху», что еще им надо показать? Может, сразу поставим веб-камеры во все спальни, чего уж мелочиться?
Если серьезно, то все необходимые данные о резидентах и так есть в налоговых и паспортных базах. Захочется свести их воедино — наймите десяток хороших программистов и дайте им пару недель, а не разрабатывайте постановления, протоколы и соглашения, в общем, все то, чем обычно оправдывают безделье и прикрывают хищения... Не надо имитировать работу, у вас и так дел невпроворот.




Также читайте: 



Категория: Новости, Политика

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.