Почему так произошло?
Прежде всего компания Smart Orange таким способом стремилась бороться с оптовиками, которые, заказывая устройства Xiaomi через интернет-сайт ставят продукцию на поток, предлагая российским покупателям ее дешевле, чем у официального представителя в России. По некоторой информации Smart Orange также ссылалась на опасность для здоровья приобретенных в Китае устройств в отличие от гаджетов в официальных салонах. Если говорить о взрывоопасности, то скорее это единичный случай, нежели закономерность. Единственное, что не учли представительства - интересы частных лиц, которых данный факт коснулся самым непосредственным образом, вызвав массовое возмущение и недовольство. Ведь разница между стоимостью гаджета в официальном салоне-представительстве и на сайте, например, платформа AliExpress, может достигать 30-40%. В официальных магазинах завышенную цену объясняют прилагаемым сервисным пакетом с гарантией. Компания таким образом надеялась увеличить количество клиентов, объявив об открытии в течение года еще около 16 магазинов.
Однако компания вызвала у граждан только чувство ненависти и, в первую очередь, из-за того, что никто из них не знал о фактическом запрете на ввоз устройств Xiaomi, продолжая заказывать гаджеты через китайские сайты. Во вторых, название таможней оригинальных аппаратов от китайского производителя контрафактом - неправильно и некорректно, а, в третьих, колоссальная накрутка цен в магазинах компании Smart Orange порой достигает 75%. Например, стоимость фитнес-браслета, который практически всюду продается в среднем за 1000 рублей составляет там порядка 2000 рублей.
Что говорят в таможенной службе?
Негодование сотен не получивших смартфоны людей полилось на таможенную службу, которая тут же разъяснила свои действия, опубликовав информацию на своем сайте. Они объяснили, что действуют, основываясь на статью Всемирной почтовой конвенции, в соответствии с которой не пускают на территорию страны продукцию именно по настоянию правообладателя. Статья предполагает запрет на включение в отправления любого пиратского или контрафактного продукта. Сами сотрудники таможни не имеют право признавать контрафактным и изымать товар - это возможно лишь через суд, поэтому происходит возврат посылки обратно продавцу. Таможенники помимо этого руководствуются и статьей 1252 ГК РФ, в соответствии с которой материальный носитель считается контрафактным, если действия по его перевозке, хранению нарушают существующее исключительное право на него. Специалисты называют сложившуюся ситуацию прецедентной для рынка РФ.
Примечательно, что не на всех таможнях продукцию, полученную из не согласованных с правообладателем каналов возвращали обратно. Наиболее “скандальными” стали оренбургская и екатеринбургская таможенные службы, там было наибольшее количество не получивших свои смартфоны потребителей, которые обращались с жалобами. А во Внуково ситуация обстояла немного иначе, там почему-то были более “лояльны” к посылкам с Xiaomi. Возможно, на московской таможне попросту не успевали вскрывать все посылки и некоторые посылки все же достигали адресата.
Что советуют специалисты?
Специалисты советуют, если вы столкнулись с подобной ситуацией, приобретая товар на AliExpress, то следует открыть спор - dispute и после объяснения ситуации деньги за смартфон должны будут вернуть. Как правило, это не вызывает проблем и происходит достаточно оперативно. Как можно обойти систему? Попытаться попросить продавца указать на посылке пометку “подарок” или название другого телефона. Но это также большой риск, так как посылки просвечивают рентгеном, и таможенники могут выборочно просматривать все посылки с телефонами. Покупать дешевле Xiaomi можно и далее, например в так называемых “серых” магазинах, выбирая самого надежного продавца, где цена все равно до 20% ниже, чем у Smart Orange. Также существует немало других производителей в Китае, которые реализуют достойную и доступную продукцию: Meizu, Oppo, Huawei, Motorola, OnePlus, LeEco, ZTE. Остается только надеяться, что подобная идея запрета не распространится и на другие бренды.
Уже изначально в 2016 году радость фанатов бренда от появления на российском рынке официального представительства Xiaomi была омрачена заоблачными ценами на продукцию. Успех его среди российских потребителей объяснялся прежде всего доступной ценой на интернет-платформах, пусть даже и с длительной доставкой из Поднебесной и существующими рисками быть обманутым.
Smart Orange пошли на уступки?
По некоторой информации, представители Xiaomi уже сняли запрет на неофициальные поставки данной продукции, как указано в скан-копии документа. Возможно китайский производитель осознал всю нелепость сложившейся ситуации и, в первую очередь, для частных лиц, на которых данный запрет не должен был повлиять. Несомненно, после такого инцидента репутация компании все таки подпорчена и для возврата доверия покупателей необходимо будет приложить усилия.
Также читайте: