Ежемесячно в нашей стране около 1,5 млрд. рублей тратится на энергоаудит. Всего около 450 тыс. организаций должны пройти процедуру обязательного энергетического обследования (ЭО) в срок до 31 декабря нынешнего года, включая бюджетные учреждения, крупных потребителей с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) более 10 млн. рублей в год в денежном эквиваленте, регулируемые организации. Все эти требования изложены в хорошо всем нам известном Федеральном законе Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но понятия «энергетическое обследование», «обязательное энергетическое обследование», «энергоаудит» появились задолго до вступления в силу 261-ФЗ. Давайте рассмотрим ретроспективу энергетических обследований в нашей стране, требования к энергоаудиторам, а также попытаемся заглянуть в будущее этой деятельности.
Что было вчера
Возросшая активность в вопросах энергосбережения потребовала развития нормативно-правовой базы. Начало процессу формирования принципов и механизмов государственной политики в области энергосбережения РФ было положено выходом в свет еще в июне 1992 года Постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» и одобрением в этом же году Правительством РФ Концепции энергетической политики России.
Принятый тремя годами позже Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» поставил во главу угла энергетической политики государства проблему повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. В том же году Постановлением Правительства РФ были одобрены «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 года». По сути, именно этими документами было положено начало созданию правовой базы энергосбережения.
В ноябре 1995 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению», в котором федеральным органам исполнительной власти и субъектам Российской Федерации была поручена разработка первоочередных нормативных документов, в частности, по переводу потребителей энергоресурсов на приборный учет потребляемой энергии, введению правил учета газа, электрической и тепловой энергии, совершенствованию государственной статистической отчетности по использованию ТЭР.
В апреле 1996 года был принят Федеральный закон «Об энергосбережении», а спустя полтора года Указом Президента РФ «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации» ответственность за эффективное использование топливно-энергетических ресурсов была возложена на Министерство топлива и энергетики РФ, которое, в свою очередь, делегировало эти полномочия органам Госэнергонадзора, входящим в структуру министерства.
Обязательным энергетическим обследованиям в рамках Федерального закона № 28-ФЗ подлежали организации, в которых суммарное потребление ТЭР или каждого из их видов составляет более 6 тыс. тонн условного топлива или более 1 тыс. тонн моторного топлива в год. Периодичность проведения обязательных энергетических обследований потребителей ТЭР составляла не реже одного раза в три года.
В 2001 году лицензирование деятельности в области проведения энергетических обследований, как и многих других, было упразднено. Таким документом стала аккредитация энергоаудитора при Министерстве топлива и энергетики РФ. В 2004 году в процессе административной реформы системы государственной власти РФ функции надзора за эффективным использованием энергоресурсов были признаны избыточными как ограничивающие свободу предпринимательской деятельности. В этом же году Госэнергонадзор и Минтопэнерго прекратили свое существование.
В рамках Приказа Минпромэнерго РФ от 4 июля 2006 года «Об утверждении Рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)» общую координацию работ по проведению энергоаудита потребителей ТЭР осуществляет Минпромэнерго России.
Также читайте: