» » Проблема утилитарности эстетики

 

Проблема утилитарности эстетики

24-05-2018, 21:35 » Проблема утилитарности эстетики

0 Проблема утилитарности эстетики

Давно волнует один вопрос - а существует ли "эстетика"? Если долго думать над ним, кажется, можно вогнать себя в депрессию.

Эстетика (от др.-греч. αίσθάνομαι — чувствовать; αίσθητικός — воспринимаемый чувствами)

Эстетика есть учение о не утилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности. Эстетичность, в свою очередь, является характеристикой, присущей какому-либо объекту. Есть проблемы.

А может ли вообще человеческий взгляд на что-либо быть "не утилитарным"? То, что мы называем эстетичностью, имеет субъективный характер у одного и того же объекта. В чём причина? "нууу все люди разные". Почему разные? Это следствие определённых обстоятельств, находящих отражение в человеческом сознании. «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.» — Альберт Эйнштейн. Поднимемся чуть выше своего восприятия.

Каждый из нас с рождения переживает некоторые события. Отдельно взятые из них могут в полной абстракции казаться абсолютно одинаковыми. К примеру, первые шаги. Однако для чистого сознания малейшее отклонение от некого шаблона событий рождает абсолютно иную ветвь рефлексии. Таких отклонений в индивидуальном опыте каждого не счесть, как следствие, огромнейшее различие между взглядами. Так, есть люди, которые с самого детства боятся клоунов, хотя для большинства это абсурдно. Но, думаю, не все из вас, кто хоть понимает, что нагретого утюга касаться не стоит, а в случае возникновения возможности нежелательного такого соприкосновения - оправданно испугается, не на собственном теле ощутил от него вред. Вы избегаете опасности, зная, что она есть. Но чаще - вы находитесь в неопределённости. Утюг может быть остывшим, но всё равно у человека присутствует опасение за своё здоровье, поэтому инстинкт самосохранения продиктует ему проверку (не своей кожей) температуры утюга, если его вдруг понадобится взять. Клоун также может быть воспринят, как нечто опасное для ребёнка. Яркий грим, резкие движения, маниакальная улыбка и всё в этом духе. Образ просто идёт с человеком на протяжении всей жизни. Так и с "прекрасным", ассоциирующимся с каким-либо положительным состоянием наблюдателя. Эмоциональная привязка к объектам служит на организм мотивацией к достижению потребностей любого характера.

Со звуком также. Он может быть сигналом опасности, а может успокаивать, захватывать и т.д. в зависимости от свойств и комбинации звуков и каждого из них отдельно. Пифагор открыл "разметку монохорда"- придуманного им устройства, состоящего из натянутой на деку струны с передвижными колками. Он первый разработал учение, в котором утверждалось: "о музыкальных интервалах правильнее судить рассудочно, на основе чисел, чем чувствительным путём, посредством слуха". Благодаря этому, были выведены созвучия: кварта, квинта, октава. Двумя веками позднее ученик Аристотеля Аристоксен - музыковед, находившийся под влиянием пифагоризма, написал трактат о гармонике (гармонии). Таким образом, в основе всего лежала математика, а не субъективное восприятие.

Литература:

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. М., 1963-1994.

Клюкин И. И. К 52 Удивительный мир звука.- Л.:Судостроение, 1978.






Также читайте: 



Категория: Статьи

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.